понедельник, 26 мая 2014 г.

Категория трудности


Про классификацию подмосковных лыжных маршрутов

Обновление 31.5.2014



В пионерском лагере и на уроке физкультуры нас научили, что пройденный путь измеряется километрами. Позже выяснилось, что путь может проходить по разным видам местности, что местность может быть пересечённой. По этой последней перемещаться труднее, чем по дорожке стадиона. И уже много позже оказалось, что при горовосхождениях путь и вовсе никогда не измеряется километрами, а только некоей категорией трудности.

Альпинистская категория трудности тоже оказалась не слишком хорошей характеристикой маршрута. Она была привязана к маршруту в абстрактно-усреднённых погодных условиях, и совершенно не учитывала конкретных обстоятельств прохождения. Например, утрату важной детали снаряжения или полученную травму. Не говоря уже о таких пенках, как "спусковая часть маршрута не учитывается при оценки категории трудности".

Измеряя лыжные маршруты километрами, мы стыдливо уходим от вопросов, кто тропил, кто пилил дрова и разводил костёр, кто легко пролетел по маршруту, а кто израсходовал все силы и дополз до финиша на зубах. Не говоря уже о совсем неприличных вопросах, были ли трусливо исключены из маршрута сильно профилированные участки с оврагами, были ли допущены на маршруте безобразные (но быстро проходимые) участки по грязным дорогам — всё с целью показать "хороший результат".

Интуитивно кажется, что трасса пробега Супермарафон Дмитриев (новая волна), пройденная в феврале 2014 с элементами индивидуальной тропёжки, изобилующая многокилометровыми тягунами и спусками — была раза в два сложнее старой сотенной трассы при одинаковой длине в 100 км. В том смысле, что сил и умения Новая волна потребовала вдвое больше, включая самостоятельное разведение костров и добывание воды.

Можно ли количественно сравнить трудность разных лыжных маршрутов с учетом погодных условий, индивидуальных особенностей и уровня подготовки участников? Да, можно. Нужно только хладнокровно признать, что трудность маршрута зависит не только от проекции маршрута на поверхность моря, но и от его рельефа, от состояния здоровья и тренированности конкретного участника, от состояния снежного покрова, от состояния льда на водных преградах, от погоды, включая экстремальную температуру, от количества тёплых вещей, котрые участник несёт с собой, от наличия или отсутствия групп поддержки, от необходимости самостоятельно добывать дрова и воду, разводить костёр, от наличия впереди перед данным участником лыжни или целины, от наличия завалов и закольцованного орешника.

Категория трудности реально пройденного маршрута


Категорией трудности подмосковного маршрута будем называть количество часов брутто (включая обустройство привала и отдых) от старта до финиша, затраченных в данных условиях данным экспертом при движении с максимально возможной скоростью, не наносящей ущерба его здоровью. Если эксперт двигался быстрее/медленнее, чем позволяло здоровье, или отдыхал дольше/короче, чем здоровье требовало — он должен сделать соответствующие поправки при оценке категории трудности.

Таким образом, если два человека прошли весь маршрут взявшись за руки, то категория трудности пройденного маршрута, скорее всего, у них будет различаться, причём, возможно, очень сильно.

Описание маршрута


Указывая категорию трудности маршрута, эксперт комплектует свою оценку примерно следующими сведениями для каждого характерного фрагмента маршрута:

  • имя (идентификатор) эксперта,
  • "нитка" и направление маршрута, длина фрагмента (км), ссылка на трек,
  • краткое описание погоды,
  • краткое описание снежно-ледовой обстановки,
  • характеристика проходимости фрагмента (высокая трава, глубокая пашня, заросли кустарника, лесные завалы) с оценкой проходимости по 5-бальной системе,
  • глубина тропёжки 20 см, первым шёл 35%, в тройке лидеров шёл 60%, по хорошей лыжне шёл 10%.
  • дрова пилили самостоятельно группой в 5 человек, костров делали 2 шт.
  • любые другие обстоятельства, повлиявшие на скорость (на время) прохождения маршрута.

Библиотека кирпичей


Предполагается создать и постоянно пополнять библиотеку кирпичей (фрагментов маршрутов).

Фрагмент, это часть маршрута между характерными точками.

Характерная точка — это старт, финиш, точка разветвления разных маршрутов, точка на границе разных форм рельефа.

Фрагмент характерен однородностью условий прохождения. Например: лесная дорога, тягун, бурелом, поле с густым кустарником или высокой травой, водохранилище (со льдом или для переплыва).

Каждый фрагмент в библиотеке комплектуется описанием по типу описания пройденного маршрута (см. выше), однако без учёта времени на привал(ы) с костром.

В библиотеку предполагается принимать только те фрагменты маршрутов, которые попадают в поле зрения Секции юных путешественников группы Дмитриева, а также фрагменты маршрутов Жориных кроссов. Это те перспективные маршруты по дальним районам большого Подмосковья, которые составляют красу и гордость бережно и творчески развиваемого наследия В.Н.Дмитриева. В библиотеке нет места некондиционным маршрутам, погибшим в результате наступления цивилизации или в результате разгула сил природы.

Библиотека состоит из разделов по секторам Подмосковья между главными железными дорогами. Это разделение может нарушаться, если это покажется удобным.

Эксперты


Библиотеку кирпичей предполагается реализовать в виде файла общего доступа на публичном сервисе. Доступ к файлу будут иметь все зарегистрированные эксперты.

Все желающие внести свой вклад в библиотеку — приглашаются в число экспертов. Заявить о своём желании можно в произвольной форме по любому из доступных каналов.

Очень скоро станет ясно, как следует понимать оценку категории трудности каждым из экспертов. Каждый из них будет завышать (занижать) категорию трудности предсказуемым образом.

Открытость библиотеки


Предполагается открыть библиотеку кирпичей для чтения всем.

Категория трудности предлагаемого маршрута


При конструировании будущего маршрута из библиотечных кирпичей, эксперт действует следующим образом:

  • даёт предполагаемое описание (всех условий) маршрута, возможно в нескольких вариантах,
  • для каждого варианта описания суммирует категории трудности всех задействованных в маршруте кирпичей,
  • для каждого привала с костром к полученной сумме добавляется по 1,5.
  • Если кирпичи были оценены другим экспертом или в других условиях, эксперт-составитель вносит необходимые поправки к полученному значению категории трудности с учётом своих индивидуальных особенностей.

Зачем это


  • Чтобы оценить трудность лыжного маршрута для малой группы (1-10 чел.).
  • Чтобы оценить индивидуальные трудозатраты каждого из участников группы.
  • Чтобы облегчить и частично автоматизировать процесс творчества при составлении будущего маршрута с учётом результатов, наработанных в прошлом.

Для кого это


Предложенный здесь подход к определению категории трудности лыжного маршрута предполагается использовать для лыжных маршрутов из альтернативного плана Секции юных путешественников группы Дмитриева на сезон 2014-2015, включая пробег Супермарафон Дмитриев (новая волна).

В ограниченном виде этот подход применим для Жориных кроссов сезона 2014. В ограниченном — потому, что летом километраж, рельеф и характер водных преград почти однозначно определяют категорию трудности Жориных кроссов.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Прочтите правила и советы.

Образец гипер-ссылки на пройденный трек:
<a href="http://junior-wanderers.ru/gps/GT-Mozajs-dVenki-Borodi-130907.plt">Снято на местности: трек</a>.

Образец гипер-ссылки на фотоальбом:
<a href="http://fotki.yandex.ru/users/tolasov-georg/album/361983/">Фоторепортаж</a>.

Абстрактная гипер-ссылка (для тех, кто понимает):
<a href=""></a>.

Образец картинки:
[img]http://img-fotki.yandex.ru/get/9498/129715672.134/0_c74c6_9d33057b_M.jpg[/img]

Образец индексной картинки:
<a href="TargetUrl">[img]IndexUrl[/img]</a>

Прежде, чем опубликовать Ваш комментарий, проверьте себя с помощью кнопки Просмотр.

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.